«Развитие сетевого взаимодействия отдаленных сельских школ в условиях введения КПМО»
В Нюрбинском районе с 2001 года работает межшкольное профессиональное объединение педагогов «Дабаан», объединяющее 8 школ Мархинского образовательного объединения. Как известно, развитие творческого потенциала педагогов в режиме сетевого взаимодействия становится как никогда актуально в области образования, где особенно необходимо совершенствовать формы и содержания работы по повышению квалификации педагогических работников.
Основная цель МПО «Дабаан» повышение профессионального мастерства каждого учителя для повышения качества образования, стимулирование учителей к постдипломному непрерывному образованию и повышению квалификации как основное условие активизации творческой деятельности, создание модели учителя сельского социума ХХI века, отработка механизмов, способных формировать творческую личность.
Идея создания МПО «Дабаан» возникла в результате системного анализа педагогической ситуации в образовательном объединении, который обозначил следующие проблемы:
- низкое качество образования;
- неудовлетворительный уровень профессионального большинства педагогов;
- отдаленность от научно-методических образовательных центров;
- устаревание УМК и МТБ школ;
- преобладание в образовательном процессе традиционного обучения;
- слабое пополнение молодыми кадрами;
- обособленность, ограниченность и замкнутость профессиональной деятельности сельских школ;
- массовое миграционное движение(отток) жителей сел, несмотря на богатые традиции учебно-воспитательной работы и наличие творчески работающих учителей.
В Маарской СОШ было хорошо налажено Этнопедагогическое воспитание, работали разновозрастные разнопрофильные детские организации по программе «Эркээйи», налаженная работа республиканского филиала «Дьо5ур», сильные учителя гуманитарного цикла.
В Мархинской СОШ хорошая МТБ, работал центр дополнительного образования, педагогический класс, хорошая библиотека, сильные учителя психологии, черчения, налажена система эстетического воспитания.
В Аканинской СОШ налаженная система детского самоуправления, трудового воспитания, организации летнего труда и отдыха. Сильные учителя физики, математики и физкультуры.
В I Кангаласской СОШ хорошая МТБ, система организации летнего труда и отдыха, спортивно-физкультурной работы, сильные учителя якутского языка и литературы.
В Хорулинской СОШ система организации производственного обучения, работы научного общества.
А в Кировской ООШ хорошая работа по преемственности с детским садом и родительской общественностью.
В Одейской ООШ развита работа по прикладному искусству и т.д.
Социум предъявлял свой заказ на высококвалифицированного социализирующего школьников учителя с высокой культурной, определенной гражданской, социальной позицией, овладевшего здоровьесберегающими технологиями, способного организовать психолого-педагогическую социальную помощь родителям, учащимся.
Назревшая в то время социокультурная ситуация и выявленные характерных для всех школ социума проблемы зародили идею кооперации всех учебно-воспитательных, материально-технических, кадровых ресурсов, что привело к созданию Межшкольного профессионального объединения «Дабаан».
В состав объединения вошли 5 средних общеобразовательных, 2 ООШ, 9 д/садов с охватом 217 учителей, 52 воспитателей, 964 учащихся и 250 дошкольников.
Объединение с 2001г. работает в статусе РЭП по теме «МПО Дабаан как фактор совершенствования образовательного пространства сельского социума».
Первыми научными руководителями были М.И.Борисов – к.п.н. проректор по НМР ИПКРО и М.Р.Иванов – к.п.н. проректор по УМР ИПКРО.
Новизна нашей концепции:
в адресности повышения профмастерства;
в переосмыслении содержания методической работы ОУ;
в усилении мониторинга ОП как средства управления развитием;
в организации сетевого взаимодействия.
Таким образом, основная цель работы МПО «Дабаан»:
- повышение профессионализма и педагогической культуры;
- удовлетворение социокультурных потребностей социума;
- обеспечение социальной зрелости субъектов образования;
что должно позитивно влиять на качество образования.
Для реализации поставленных целей была разработана модель управления образовательным процессом в объединении.
Кафедра психологии и социальной педагогики по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение ОП в условиях взаимодействия ОУ» по следующим направлениям:
- создание системы психологической безопасности в ОУ социума;
- организация психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения, выбора профессии;
- изучение особенностей и уровня педагогического мастерства педагогов как фактор оптимизации УВП, как условие развития компетентности педагогов;
- коррекционно-развивающая деятельность.
Кафедра воспитательной работы по теме «Создание единого социокультурного пространства ищет формы и методы совместной деятельности со всеми учреждениями и организациями населенных пунктов, стремится кооперировать всех субъектов объединения в единые сетевые события: общие родительские собрания, конференции отцов, Спиридоновские, Егоровские, Антоновские, Федоровские чтения, спортивные товарищеские встречи по вольной борьбе на призы Спридонова Е.В., Слепцова А.Н., по настольному теннису, волейболу, национальным прыжкам, легкой атлетике. Организует творческие мастерские народных умельцев, город мастеров, выставки творчества, мастер-классы.
Кафедра «Саморазвития».
по теме: «Учебно-исследовательская деятельность учащихся, учителей и родителей в условиях сельского социума».
работает над введением модульных изменений, направленных на развитие интеллектуальных способностей и социальную адаптацию учащихся;
работает над совершенствованием дополнительного образования, разрабатывает различные модели, интегрированные в социальную среду: кружки социальной направленности, такие как «Сестринское дело», «Телекоммуникационные связи», «бухгалтерское дело», «Ветеринарное дело», «Библиотечное дело», «Автодело», кроме того кружки личностного роста: «Фольклорный круг», «Айтал», «Вокал» и другие.
В результате такой организации ОП кафедрой «Саморазвития» ОУ с. Хорула вышло на социальное партнерство и определилось как социокультурный центр села.
Центр мониторинга отслеживает основные результаты работы ОУ и условий ОП, закладывает основы диагностики профкомпетентностей педагогов и результативности деятельности детей по методикам, разработанным Елисеевым В.В., доцентом кафедры управления ИПКРО при Ульяновском ГУ имени И.Н.Ульянова и научно-методическими рекомендациями М.М.Поташника.
Ведем мониторинг влияния факторов, стимулирующих и препятствующих творческому развитию учителя по методикам В.И.Зверевой и Н.В.Немовой; по выявлению ОУУН по методике Л.С.Выготского, по социометрии Морено, по изучению профессионализма по методике Климова и т.д. Во всех творческих группах объединения состав временный, мобильный. Содержание их деятельности задается программами «Повышение профмастерства учителя», «Учитель» (по авторской программе Н.А.Корякиной, А.Д.Обутовой), «Молодой учитель» и программой профильного обучения «Мой выбор», разработанной в рамках российской программы «Школьный автобус».
Данная модель способствовала объединению кадровых, материально-технических, учебно-методических ресурсов. Были разработаны образовательная карта объединения, программы профильных и элективных курсов, были выбраны основные направления сетевого взаимодействия по проблемным кафедрам, работали творческие группы учителей и учащихся, проводились информальные образовательные мероприятия и т.д. Апробация данной модели привела к позитивному изменению и обогащению образовательного процесса в школах объединения, повышению квалификации учителей, в определенной мере возросла конкурентоспособность выпускников, что видно на данных диаграммах.
Основным условием активизации творческой деятельности учителей является стимулирование к постдипломному непрерывному образованию и повышению квалификации. Учитель нового типа сетевого взаимодействия, на наш взгляд, должен быть носителем педагогических компетенций широкого спектра.
Кафедра педагогики и психологии начала разъяснительную работу среди субъектов образования. Диагностическая функция кафедры заключалась в изучении исходных данных, сложившейся ситуации социального заказа. Традиционный педагогический совет был переименован в большой педсовет объединения, который проводится один раз в год на базе школ МПО «Дабаан», каждый раз в другой школе. Так проведены большие педсоветы по внедрению профильного обучения в 1-Кангаласской средней школе, по формам и методам повышения профессионального мастерства педагогов в Маарской СШ.
Кафедра профильного обучения объединяет учителей-сетевиков, которые выступают с авторскими программами элективных курсов, с разработками и сценариями уроков на улусных ярмарках методических разработок.
Педагогические педчтения в межшкольном профессиональном объединении «Дабаан» стали традиционными: Егоровские чтения – на базе Аканинской СШ, Чиряевские чтения – на базе Мархинской СШ, Спиридоновские чтения – на базе 1-Кангаласской СШ. Позже педагогические чтения МПО «Дабаан» стали проводиться на районном уровне.
Профильное обучение
в нашем объединении начато с 2003 года. При организации ПО основывались на разработки Н.В.Немовой, А.Б.Бахурадзе, А.А.Остапенко, П.П.Кондратьева, на Концепцию ПО на старшей ступени общего образования, Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года. Его организация в наших условиях была сделана по модели – сетевое взаимодействие по реализации сетевой программы. Координационный Совет объединения разработал «Концепцию профильного обучения в МПО «Дабаан» в 2003-04 уч.году и последующие годы» и приняла участие на республиканской дистанционной ярмарке по ПО , по итогам которой была рекомендована для опубликования. Были организованы 4 профиля по следующим школам: Маарская СШ – гуманитарный, Аканинская – физикоматематический, Мархинская – технологический, I Кангаласская – естественный профили. Для элективных профильных курсов отводились по 2 часа из часов проектной деятельности, с целью углубленного изучения выбранных профилей и для последующей подготовки к ЕГЭ. Учащиеся 10 классов школ объединения обучались в неделю один раз по средам с утра.
В результате такого взаимодействия появилась новая категория педагогов – сетевые учителя. Ими были разработаны программы элективных и профильных курсов, которые предлагались учащимся и их родителям объединения на ярмарках элективных курсов. Используют различные способы оценивания обученности учащихся как зачетная, балльная, рейтинговая системы, портфолио.
Действовала программа «Школьный автобус». Два автобуса по встречным маршрутам доставляли учащихся и учителей по месту обучения с 8 часов утра. В день занимались по 3 пары. По такой системе работали 2003-04, 2004-05, 2005-06 учебные годы.
Модель профильного обучения «Мой выбор»
Сетевой учитель ПО
Для организации профильного обучения были составлены трехсторонние договора сотрудничества администраций наслегов, средних школ и родителей, где отдельным пунктом указали работу по благоустройства дорог маршрута «Школьного автобуса», об обеспечении ГСМ и дополнительных средств от родителей. Общим собранием родителей объединения размер взноса был установлен в 300 рб.
А в Хорулинской СШ из-за отдаленности профильное обучение было организовано как сказано выше, на идее социального партнерства.
Учащиеся в старшем звене предъявили свой заказ на элективные курсы профессиональной направленности. Профильное обучение потребовало раннее самоопределение и преемственности. Поэтому предпрофильное обучение ввели с 2004-05 учебного года во всех школах объединения из них Кангаласская СШ работает как районная экспериментальная площадка по ППО. Если в начале работы по ПО элективные курсы составлялись, исходя из изучения интересов по анкетам учащихся и их родителей, то с 2005-06 учебного года стали практиковать ярмарки элективных курсов по ППО и ПО и выявлять сетевых учителей.
Организация ППО и ПО обеспечила право выбора ребенком своего профиля, мотивацию на личностное самоопределение и саморазвитие. Создали банк данных элективных курсов по ПО и ППО. В банке данных предметно-ориентированные, межпредметные профориентированные, социально-ориентированные курсы. Разработали гибкую систему профилей и кооперацию старшей ступени. Разработали различные модели взаимодействия: школа-школа, школа – ПУ, школа-колледж, школа – ВУЗ.
Мониторинг, проведенный в условиях сетевого взаимодействия, показывает повышение качества обучения, правильный выбор учащимися профиля, что подтверждается поступлением выпускников в ВУЗ-ы, ССУЗ-ы соответствующего направления за последние 3 года.
Мониторинг успеваемости школ МПО «Дабаан» по годам
Уч. год Кол-во учащихся % успеваемости % качества
2001-2002 964 98,3 34,1
2003-2004 931 98,9 33,7
2006-2007 856 98,7 37,5
2007-2008 811
С целью развития профильного обучения школы объединения вступают в договорные отношения со средними и высшими учебными заведениями определенного профиля. Таким образом, на базе Мархинской СОШ был открыт колледжный класс художественно-эстетического профиля (филиал Намского ПК), Аканинская СОШ заключила договор о сотрудничестве с ИМИ ЯГУ, преподаватели ИМИ проводят каникулярные образовательные лагеря.
В то же время в объединении наблюдается сокращение численности обучающихся, как и везде.
Школы с малой наполняемостью на 1 сентября 2007 года
ОУ Количество учащихся Средняя наполняемость
Кангаласская СОШ 112 11
Аканинская СОШ 88 8
Кировская ООШ 44 6
Одейская НШ-сад 7 4
Школа на селе, помимо всех функций образовательных учреждений, ряд социальных функций выполняет намного шире и разностороннее, чем городская школа. Так, прежде всего, она выполняет селообразующую, селосохраняющую функцию. Тип и вид школы соответствует социально-демографическому окружению.
Произошло следующее изменение статусов школ в данном объединении: Одейская ОШ преобразована в начальную школу - детский сад (2004), Кировская ООШ с дошкольной группой преобразована в школу-сад (2007), Чкаловская ООШ реорганизована в малокомплектную начальную школу (2007) – филиал Аканинской СОШ. Создание школ-садов обусловлена малочисленностью детей, нерентабельностью в педагогическом и экономическом плане раздельного содержания двух мелких образовательных учреждений (детского сада и школы), у которых цели и способы их достижения общие. А в глобальном аспекте данная тенденция является одним из путей развития образования, решения раннего общего, интеллектуального развития детей в системе непрерывного образования, о чем говорится в докладе Министра образования РС(Я) Габышевой Ф.В.. Аканинская СШ, Маарская СШ, Кангаласская СШ, Хорулинская СШ сохранили свой статус. Мархинская СШ, работая в инновационном режиме, не только сохранила свой статус, но и открыла класс художественно-эстетического цикла - Филиал Намского педколледжа (2004), обладатель Гранта ПНПО – 2006г.
Однако в условиях сетевого взаимодействия «Дабаан» существуют проблемы с обеспечением транспорта, ГСМ, из-за чего срываются запланированные сетевые занятия и мероприятия
Вынужденно изменили форму профильного обучения на очно-заочную и дистанционную форму обучения.
Как отмечал в своем выступлении на августовском совещании Министр образования РФ Андрей Александрович Фурсенко: «Надо в образовании многое менять, но не хотим менять в себе». То же самое нам подсказывает Поташник Марк Максимович в своих лекциях: «Необходимо себя поменять сперва». Время диктует конкурентоспособность, что коснулось и наших сетевых учителей в первую очередь. У наших сетевых учителей повысилась мотивация, что подтверждено донными исследования кафедры психологии, появилась потребность в самосовершенствовании, распространении инновационного опыта. Четыре сетевых учителя Иванов А.Г., Терентьева Н.В., Рожин И.Г., Васильева В.И. повысили УПД с 1 категории на высшую квалификационную категорию. Учителя МПО «Дабаан» активно участвуют на различных республиканских НПК, таких как «Информационные технологии в образовании», «Сельская ярмарка» и др.
И еще, раньше нагрузка сетевых учителей формировалась из полной нагрузки в основных школах и за счет дополнительных часов, специально отводимых для этой цели каждой школой объединения. А теперь возникает вопрос разработки нормативно-правовой базы о сетевом учителе, о сетевых группах в условиях КПМО. С этой целью разрабатываются новые Положения о сетевом учителе, о сетевой группе. Что нового в этом положении? Если раньше учащиеся объединения выбирали предлагаемые курсы сетевых учителей на очных ярмарках объединения, то теперь предварительный выбор они делают, ознакомившись на сайте «Дабаан» в конце учебного года с прицелом на следующий учебный год. При сетевом взаимодействии в условиях введения КПМО возникают трудности при оплате труда сетевых учителей.
Предлагаем следующую модель оплаты работы сетевого учителя МПО «Дабаан». Вначале создается Фонд, который формируется из 2% отчислений из стимулирующего фонда ОУ (по согласованию с Управляющими Советами и администрацией ОУ). Этим фондом будет руководить Управляющий Совет МПО «Дабаан», который будет состоять из представителей педколлектива и общественности социума каждого ОУ. Разработанный проект об Управляющем Совете проходит обсуждение в коллективах объединения. При введении НБФ и НСОТ зарплату сетевого учителя можно определить следующим образом. Фонд из 2% распределяем по принципу 80% к 20%. Допустим годовой ФОТ школ «Дабаан» - 41586000 рб, в год это составит 49903 рб.
Управляющий Совет распределяет стимулирующую доплату сетевому учителю из 20% фонда объединения в соответствии с результатами учащихся один раз в год.
Определяем СТП на одного сетевого ученика и платим пропорционально числу выбравших учащихся. Это будет основная зарплата сетевого учителя. Попробуем рассчитать оклад сетевого учителя МПО «Дабаан». При этом не забываем, что СТП у всех ОУ объединения разные. Как вычислить СТП нашего сетевого ученика? Поступаем таким образом. СТП «Дабаан» находим как среднее арифметическое СТП всех школ объединения по известной формуле НСОТ. Получаем такую цифру 2,36. Рассчитаем оклад сетевого учителя «Дабаан» с высшей категорией, которого выбрали, допустим, 10 учащихся при недельной нагрузке 1 ч (сверх основной полной нагрузки). Пусть предмет выбран приоритетным по решению Управляющего Совета. Тогда оклад нашего сетевого учителя
О = 2,36*10*1*4,23*(1,15+1,25-1)= 139,76
Д= 20% + 10% = 30%
З= (139,76 + 41,93) * 2,5 = 454,22 рб.
А при нагрузке 2ч соответственно удваивается. А при ЕТС без НСОТ зарплата при нагрузке 1 ч было 720 рб. Из наших расчетов видна большая разница, т.е. придется и в новых условиях уповать на энтузиазм сетевых учителей или ввести коэффициент сетевого учителя объединения «Дабаан».
Второй вариант. В перспективе, совершенно новый способ получения образования – Интернет – школа нашего объединения. Могут появиться виртуальные сетевые учителя. Обучение может быть, как например, в Интернет - школе «Просвещение.ru», по договору с родителем, по желанию ребенка. Ученик сам выбирает ИОТ и составляет ИУП. У ребенка появляется возможность обучаться на разном уровне, темпе, ритме, способе освоения учебного материала. Индивидуализация образовательного процесса ценность сама по себе. Возникает проблема юридической регистрации объединения, лицензирования образовательных программ. Какова оплата труда виртуального сетевого учителя при введении НБФ, НСОТ в Интернет-школе? Пока мы думаем, что это родительский взнос.
Учитывая рождаемость детей в нашем объединении и прогноз численности обучающихся на 2008-2010 гг., мы приходим к выводу, что при введении НСОТ, когда «деньги следуют за учеником» подтверждается актуальность сетевых учителей, их заинтересованность в сетевых учащихся, в увеличении количества обучаемых.
Рождаемость в МПО «Дабаан»:2002 - 56, 2003 - 58, 2004 - 75, 2005 - 61, 2006 - 69
Год Количество учащихся
2008 789
2009 767
2010 756
Все, что ни делается ныне в образовании, имеет своей целью повышение качества образования. Качество образования - это раскрытие способностей и возможностей ребенка для его социализации в местном сообществе, его востребованность на рынке труда, его способности обеспечить себе достойную жизнь, реализоваться в любимом деле. Образование должно быть практичным в широком смысле. Мы стремимся, чтобы учащиеся нашего объединения использовали образование в своей жизни.
Проблемной группой «Школа самоопределения» разработан проект «Повышение качества образования через развитие образовательных услуг в условиях сетевого взаимодействия». Реализовывали образовательные программы надпредметного, межпредметного, профильного содержания. Наряду с этим учащиеся выбирали и обучались в таких курсах дополнительного образования как «Кулинария», «Деревообработка» на базе филиала Центра детского технического творчества детей при Мархинской СОШ, «Хореография» на базе Маарской СОШ, «Фонограмма» на базе Аканинской СОШ.
Инструментом качества образования становится и профессиональное самоопределение школьника на основе профориентационной работы педколлектива и создание условий для получения дуального образования. Для введения дуального образования изучили профессиональные интересы и социальную направленность учащихся 9-11 классов ОУ социума, где учащиеся изъявляют желание одновременного получения начального профессионального образования. Из этих учащихся с одинаковыми профессиональными запросами можно комплектовать сетевые группы, которые могли бы получить одновременно с общим средним образованием специальность в Нюрбинском ПУ №3, в ДДТТ которые расположены на территории объединения. Перейдя от «знаниевого» подхода к выработке умений учащихся, сетевые группы учащихся от разных школ можно организовать в нашем объединении таким образом: обучение и практика по выбору учащихся один раз в неделю параллельно в ПУ №3 и ДДТТ у педагогов по учебным планам данных учреждений. Это ситуация В, модель В школьной сети на селе, чаще всего применимая в нашей республике. Освоение элективных курсов проходит во временных смешанных разновозрастных коллективах (РВК) из учащихся 9-11 классов. Соответственно и расписание занятий составляется таким образом, что профильные и элективные занятия для всех трех классов ставятся одновременно, и каждый ученик на это время уходит в свою профильную разновозрастную группу.
Опыт показывает, что такая структура отношений в значительной степени оздоравливает общий «климат» в сетевой группе учащихся различных ОУ объединений. Превращение «вертикали» в «горизонталь» не приводит к увеличению количества учебных групп (либо увеличивает их очень незначительно), а, значит, не требует дополнительного финансирования.
В ПУ №3 ребята могут выбирать группы профилей, направленных на следующие специальности: тракторист-машинист широкого профиля, оператор ЭВМ, электрик, строитель широкого профиля. А в доме детского технического творчества могут получать дополнительное образование в занятиях по деревообработке у мастера-станочника, по кулинарии.
Таким образом, мы считаем, что введение дуального образования в МПО «Дабаан» создает предпосылки для успешной социализации выпускника.
На сегодня в нашем объединении действуют следующие модели, которые обладают достаточным инновационным потенциалом, чтобы включиться в апробацию новых моделей функционирования общеобразовательных учреждений Нюрбинского района и требуют дальнейшего развития.
1. Модель «Ассоциация ОУ»: в форме сетевого партнерства – МПО «Дабаан»: Аканинская СОШ, Маарская СОШ, Мархинская СОШ, Одейская НШ-сад, Кангаласская СОШ, Кировская ООШ, Хорулинская СОШ.
2. Модель «Школа-социокультурный комплекс»: Хорулинская СОШ, Мархинская СОШ.
3. Модель «Школа – образовательный комплекс»: Мархинская СОШ (реализует программы общего и дополнительного образования, обладает разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (художественное, музыкальное и т.д.).
4. Модель «Школа с дошкольной группой»: Кировская ООШ+ДОУ.
5. Модель начальная школа-сад: Одейская начальная школа-сад
6. Модель «Магнитная школа территориального округа»: Мархинский – Маарская СОШ.
7. Модель «Опорная школа по дуальному образованию»: Маарская СОШ.
Разными методами и способами мы стремились создать нормальные условия для получения качественного образования в сети.
К параметрам качества образования в первую очередь отнесли повышение квалификации педагогов объединения, нагнетая конкурентоспособность сетевых учителей. Хотя мониторинг показывает повышение уровня педагогической деятельности, положительную динамику охвата различными курсами повышения квалификации все большего числа учителей, все равно наш учитель будет саморазвиваться постоянно. А в настоящее время использовать компьютер не только как пользователь, но и в качестве своего интеллектуального помощника.
И тогда, как говорит И.И.Калина, каждый ученик объединения будет учиться на каждом уроке у квалифицированного педагога.
Один из важных моментов сетевого взаимодействия – это взаимодействие учащихся со своими сверстниками. Организуя традиционные мероприятия в объединении, такие как «Слет выпускников «Дабаан»», фестиваль достижений учащихся, «Один день школы будущего» и другие, мы убедились, что коллективно-творческие дела поистине объединяют наших учащихся. В последнее время несколько изменили характер встреч. Если в прошлом это были в основном мероприятия конкурсного характера, то с прошлого года учащиеся, объединившись, организовали единый творческий коллектив в создании телефильма выпускников, роли которого в одном фильме проигрывали учащиеся разных школ «Дабаан». В этом году учащиеся объединения начали заниматься у единственного хореографа объединения, создав объединенный танцевальный коллектив «Дабаан». Планируем объединенный хор учащихся «Дабаан», который раньше представлял только одну школу объединения.
Целью дальнейшего развития нашей сети продолжает быть организация хороших условий и формирование современной образовательной среды, в которой ребенок получает образование.